ФЕДРА. ЗОЛОТОЙ КОЛОС

Театральная Афиша, 24.01.2007

24.01.2007

"ФЕДРА. ЗОЛОТОЙ КОЛОС"

Это не Федра Еврипида, не Федра Сенеки, не Федра Расина, не Федра Цветаевой. Это «Федра» Андрiя Жолдака, а значит, сценическое действо, предлагаемое украинским режиссером, рассчитано исключительно на любителей театрального экстрима.

На сцене есть все: и настоящий бассейн с водой, где плещутся герои, и насыпанная тут и там земля, в которой возится умалишенный Мальчик. И плексигласовые стены, о которые бьется головой несчастная Вера Ивановна, возомнившая себя греческой царицей Федрой, и экран с демонстрацией только что отснятых эпизодов спектакля и актеров крупным планом. И обнаженный торс Ипполита, вызывающий в зрительном зале здоровое оживление, и даже древнегреческие маски, превратившиеся у создателей этого весьма спорного и противоречивого зрелища в огромные части тела – глаз, нос, рот, ухо. У Жолдака в его «Федре» есть все, кроме связного повествования и вытекающего из него смысла.

Любители подобных театральных калейдоскопов и головоломок, вполне возможно, с интересом отнесутся к истории о том, как жена партийного бонзы Вера Ивановна (Мария Миронова), страдающая тяжелым психическим расстройством (она мнит себя Федрой) попадает в сталинскую лечебницу с оптимистическим названием «Золотой колос». Здесь, как и положено, она влюбляется в сумасшедшего Мальчика, по ее мнению, Ипполита (Евгений Ткачук). Муж Веры Ивановны, товарищ Павлов (Владимир Большов), естественным образом перевоплощается в Тезея, а Доктор (Михаил Янушкевич) становится кормилицей Эноной. Дальше – слезы, позы, драки, убийства, взрывы, вспышки, светоэффекты и всякое такое, отчего у неискушенного зрителя может начаться легкая головная боль. Но это произойдет только в том случае, если идти логическим путем и пытаться разобраться в нагромождении действующих лиц и событий. А если не пытаться и просто наблюдать за сменой эффектных будоражащих глаз и щекочущих нервы картинок, то три с половиной часа сценических экспериментов пролетят незаметно.

Режиссер А. Жолдак. Сценарий и диалоги С. Коробкова. Художники А. Жолдак и Т. Димова. Художник по костюмам П. Каплевич.

Жанна Филатова