Джармуш, прости!

Из 13 конкурсных фильмов на суд зрителей и жюри представлено уже 8. Их герои и сюжеты большей частью вызывают огромное недоумение. Следить за персонажами и тем, что с ними происходит, слушать их банальные речи становится порой невыносимо уже на десятой минуте. А о внятных, по-настоящему человеческих историях остается только мечтать. Серьезного разговора пока заслуживают всего три ленты. Две из них, кстати, дебютные.
Открывала конкурс картина Ларисы Садиловой «Она». Она – это девушка Майя, которая приезжает в Москву из Таджикистана к своему возлюбленному, совершая практически подвиг – ведь она не знает русского языка, бросает вызов устоям и приличиям. И тем не менее Майя надеется на защиту своего мужчины.  И напрасно, ибо он в конце концов предает ее. Но автор истории щадит свою героиню, не дает ей погибнуть в чужом для нее мире, дарит дружбу с хорошими людьми и даже новую любовь. Помимо того, что это крепкая, интересно  рассказанная история, фильм имеет еще одну неоспоримую ценность. Он о той стороне нашей повседневности, которая хоть и лежит на поверхности, для большинства все равно является чем-то неизвестным. Сегодня мы обсуждаем «засилие  мигрантов» (пользуясь их услугами), но редко задумываемся о том, как они здесь живут, чем живут, вообще – какие они. Честный фильм Садиловой частично отвечает на эти вопросы.  
 «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, не попавший в конкурс «Кинотавра», украсил программу «Окна в Европу», вызвал радостное оживление у критиков и был весьма неплохо принят выборгскими зрителями. Сергей Тарамаев и Любовь Львова – дебютанты в кинорежиссуре, оба – актеры, ученики Петра Фоменко. Тарамаев снимался в кино и хорошо известен и по своим театральным работам. «Зимний путь» – история красивая и грустная. Она разворачивается в снежной зимней Москве под музыку Шуберта, завораживает. По словам режиссеров, импульсом для написания  сценария стал вокальный цикл Франца Шуберта «Зимний путь», начинающийся строчками «Чужим сюда пришел я, чужим я и уйду». Герой ленты – студент вокального отделения консерватории Эрик (Алексей Франдетти) – на глазах у зрителей проживает три последних дня своей жизни. Роковой для него становится встреча с «человеком из народа», простым, земным и грубым парнем Лехой. Пройдя путь от романтической скуки и экзистенциальной тоски до фатального увлечения и надежды на какое-то иное счастье, герой погибает. Другого выхода авторы для него найти не смогли, скорей всего его просто и не могло быть. Леху отлично сыграл Евгений Ткачук. Экспрессия – сумасшедшая, органика – как говорят, животная. У актера даже ругаться получается как-то… обаятельно. Но вот как раз в связи с этим (да и не только с этим, в картине также недвусмысленно заявлена и гомосексуальная тема) возникает вопрос о прокатной судьбе ленты, ответить на который ни продюсер, ни режиссеры пока не могут. В ближайшее время картину  можно будет увидеть на кинофестивале «Московская премьера».
Еще один дебютант Сергей Кузнецов представил картину «Деливеранс», часовой эксперимент, основанный на ощущениях, воспоминаниях, окутанный тонким флером ностальгии по былому и мечты о несбыточном настоящем. Сам режиссер определяет свою картину как «драму о поисках счастья». При всем несовершенстве и неровности повествования фильм, однако, подкупает своей трогательной искренностью. Работа над этим проектом шла несколько лет, и в итоге в картине были соединены два самостоятельных сценария. Нежная история детской влюбленности пересекается с жутковатым эпизодом из жизни, когда человек ошибочно оказывается в морге. Случай, кстати, произошедший в реальности с другом режиссера. Как ни странно, соединить два этих сюжета в одно целое автору удается неплохо.   
Беда многих режиссеров заключается в том, что они начинают играть не на своем поле. Подобная неприятность, в частности, случилась с Сергеем Ольденбург-Свинцовым, представившим в конкурсе фильм «Sex, кофе, сигареты». В 2008 году здесь же, на фестивале в Выборге, была показана первая картина Ольденбург-Свинцова «Голубка». Он дебютировал в кинорежиссуре весьма добротной «народной» мелодрамой с прекрасными актерскими работами (в главных ролях там были Инга Оболдина и Александр Коршунов). Но потом он почему-то решил пойти совсем в другую сторону и взялся за псевдоартхаусный киноальманах, состоящий из 11 новелл. В итоге получилось совсем несмешное, местами откровенно пошлое и грубое кино, не спасает которое даже участие хороших актеров. Чувствуется, что режиссеру хотелось взять что-то от Квентина Тарантино, что-то от Вуди Аллена, что-то, разумеется, от Джима Джармуша и слепить из всего этого многослойный  пирог. Получилось, к сожалению, абсолютно несъедобно.
В финальных титрах Сергей Ольденбург-Свинцов попросил прощения у Джармуша, снявшего когда-то элегантный и остроумный фильм «Кофе и сигареты». Многим режиссерам неплохо было бы взять этот пример на вооружение и попросить еще  прощения и у зрителей, для которых якобы все это снимается. Им, правда, не позавидуешь.