В Выборге продолжается фестиваль "Окно в Европу"

Фестиваль в Выборге всегда сравнивают с фестивалем в Сочи. Оба смотра являют собой площадки для показа российских фильмов. Но так сложилось, что кинематографисты стараются попасть на "Кинотавр", и "Окну в Европу" остается то, что не попало туда. Даже если это так, в нынешнем году конкурсная программа выборгского фестиваля покоряет своим разнообразием жанровым и стилистическим. Она очень молодая: половина картин – дебюты, а, следовательно, возможны открытия.

Одно из таких открытий, бесспорно, картина Сергея Тарамаева и Любови Львовой "Зимний путь". Бывшие артисты Мастерской Петра Фоменко, уйдя из театра, решили снять кино. В них поверили продюсеры, коллеги по актерскому цеху и съемочная команда, которая работает с Андреем Звягинцевым — оператор Михаил Кричман, звукорежиссер Андрей Дергачев, художник Наталия Зимина. И даже фотограф Владимир Мишуков, который когда-то создавал альбом фильма "Возвращение", сыграл у Тарамаева и Львовой одну из ролей. Зрители, изучившие описание картины до просмотра, опередили её как гей-драму. Ну да, главный герой – студент вокального отделения, завсегдатай гей-вечеринок – случайно встречает бездомного хулигана Леху и начинает с ним общаться. Однако лента ценна тем, что главное в ней вовсе не вопросы сексуальной ориентации.

Авторам нужны были герои, которые находятся на обочине общества, люди, в жизни которых нет никакой перспективы, как нет ее в вокальном цикле Шуберта "Зимний путь". Фильм очень верный по темпоритму, энергетике и уровню правды в кадре. А еще в нем прекрасная работа актера Евгения Ткачука, который сыграл хулигана Леху. Его герой меняется на протяжении всей картины, оставаясь ее пульсом и нервом. Пожалуй, на сегодняшний день это – самая яркая роль конкурсной программы, и Ткачук может претендовать на награду. Кстати, авторы отправляли фильм на "Кинотавр", но сочинский смотр его отверг. Что ж, от этого "Окно в Европу" только выиграло.

 Еще одна интересная лента конкурса – "Деливеранс" Сергея Кузнецова. Тоже дебют. Мужчина просыпается в морге без одежды, документов и с полной амнезией. Краткое описание в каталоге сулит нечто мрачное. На самом же деле это – история несчастной любви, рассказанная мужчиной, что непривычно, ведь обычно рефлексируют женщины. "Деливеранс" — фильм-мозаика, кусочки которой представляют собой фрагменты воспоминаний. Они записаны на пленку, и герой прокручивает ее в своей памяти. Тип пленки зависит от времени – чем дальше в детство, тем старше запись. Оператор Дмитрий Раков создал в кадре неповторимую атмосферу, в которую зритель погружается не без удовольствия.

И, наконец, третья необычная картина конкурсной программы, еще один дебют – "ЖЖ" Александра Строева. Когда денег на кино нет, а высказаться очень хочется, авторы начинают экспериментировать с формой. Это как раз, тот самый случай. Условный мир "ЖЖ" чем-то напоминает нарисованный мир "Догвилля" и нарочито театральный мир фильмов Киры Муратовой. Но Строев шагнул дальше, выйдя за границы привычного кинематографа и склонившись в сторону перформанса. Вообще-то, до него это сделали Цапля и Глюкля (Ольга Егорова и Наталья Першина), когда сняли свою театрально-кинематографическую "Башню Зонгшпиль". Но так как область эта непростая и каждый неверный шаг может испортить все, в такой наивно-лубочной манере никто не решается работать. Александр Строев с поставленной задачей справился, доказав, что именно такая эстетика условности является единственно верной для того, чтобы рассуждать о жизни. "ЖЖ" или «Живой журнал», по версии автора, это – дневник, который ведет каждый человек от рождения и до последнего вздоха. Затем этот дневник попадет в руки Петра и Павла. Они его изучат и вынесут свой вердикт.

Удивительное и грустно дело – каждой из этих трех картин будет невероятно сложно пробиться в прокат. Все они или не попадают под определение "социально значимое кино", или содержат табуированные темы. Остается надеяться, что жюри игрового конкурса будет свободно в своем решении и отметит эти работы. Решение судей станет известно совсем скоро – 14 августа.