Дождь на закрытии форума усугубил печаль,вызванную состоянием отеч. фестивального кино

«Окно в Европу» захлопнул ураган

Фото: okno-filmfest.ru

Завершившийся в Выборге ХХI фестиваль российского кино проходил в сопровождении ливней и ураганного ветра — такого, даже с поправкой на капризы северной природы, завсегдатаи «Окна в Европу» не припомнят. Погода усугубляла общее ощущение унылости и печали: отечественное «фестивальное» кино не просто пролетело этим летом мимо Локарно и Венеции, оказывается, что и на два полноценных конкурса внутри страны (сочинский «Кинотавр» и выборгское «Окно в Европу») фильмов набрать решительно невозможно. 

Соревнование «Кинотавра» и «Окна в Европу» уже давно позади. И хотя сам город Выборг с его увядающей породистой красотой куда милее разухабистого, а сейчас еще и предолимпийского Сочи, после прихода на «Кинотавр» Александра Роднянского выбор «куда отдать фильм» перед режиссерами и продюсерами, как правило, не стоит. Если берут на «Кинотавр», значит, отдают на «Кинотавр», если в Сочи не берут или просто режиссер не успевает закончить картину — тогда Выборг. 

Впрочем, иногда возникают ситуации, когда заведомый выбор в пользу южных широт не оправдан. Станислава Говорухина, например, публика в Выборге искренне любит, и вполне возможно, отдай режиссер свой Weekend сюда, а не на открытие «Кинотавра», реакция аудитории удовлетворила бы его куда больше. 

В Выборге Weekend (он же «Лифт на эшафот») участвовал в зрительском конкурсе «Выборгский счет» и даже занял, если верить списку победителей, вывешенному на сайте, второе место, разделив его с триумфатором «Кинотавра», фильмом Александра Велединского «Географ глобус пропил». Правда, на самой церемонии успех картины Говорухина почему-то не отметили: приз за второе место вручили только команде Велединского. А вот победителем зрительского конкурса стала Алена Званцова, привычно обратившаяся в своем снятом для телевидения фильме «Московские сумерки» к теме призраков. То, что «Выборгский счет» вознес на первое место телевизионный фильм, красноречиво свидетельствует о вкусах публики. 

На церемонии вручения призов, которая традиционно проходила в Выборгском замке под открытым небом, полил такой дождь, что порядок вручения наград — от второстепенных к главным — оказался скомкан. Председатель жюри игрового кино Сергей Шакуров, видимо, торопясь поскорее уйти со сцены и спрятаться под спасительный зонт, сразу назвал победителя: режиссер Лариса Садилова за фильм «Она» — о молодой таджичке, которая приезжает в Москву к своему возлюбленному.

Толчком для создания сценария (его писала сама Садилова при участии Павла Финна) послужила реальная история: несколько лет назад под Мытищами был уничтожен поселок гастарбайтеров — рано утром появились бульдозеры и снесли бытовки, в которых жили целые семьи. Остается добавить, что Лариса Садилова, автор фильмов «С любовью, Лиля», «Требуется няня», «Ничего личного», «Сынок», — давняя фестивальная любимица, почти все ее фильмы получали награды именно здесь, в Выборге. 

Из режиссеров-дебютантов (а их было много — шесть из тринадцати) отметили Сергея Кузнецова за фильм «Деливеранс». Продюсер Сабина Еремеева, вручавшая приз за лучший дебют, сказала, что дают его авансом. Но на самом деле «Деливеранс» — достойная работа не только по выборгскому, но и по гамбургскому счету.

Эстетская артхаусная драма, безупречно сыгранная и виртуозно снятая, лишена неровностей, типичных для начинающих. И если бы не мода на остросоциальные темы и сюжетную актуальность, чего в «Деливерансе» нет, этот изысканный эксперимент мог бы претендовать на большее.

А пока напрашивается сравнение с дебютным полнометражным фильмом Ларса фон Триера «Элемент преступления», который в 1984 году в Канне получил приз высшей технической комиссии за яркий визуальный стиль, но пролетел мимо основных наград и заслужил от Андрея Тарковского ремарку: «Очень слабо!». В случае с фон Триером история расставила все по своим местам. Посмотрим, как сложится у Сергея Кузнецова.

Специальный приз жюри за лучшую актерскую работу получил Евгений Ткачук, сыгравший гопника Леху в фильме «Зимний путь». И это, пожалуй, наиболее предсказуемое решение: сразу после показа драмы Сергея Тарамаева и Любови Львовой было понятно, что Ткачук — одно из главных открытий фестиваля. Актер Театра Наций, дебютировавший в кино шесть лет назад в фильме «Александра» Александра Сокурова, наделил своего персонажа демонической силой, волей к жизни и одновременно трогательностью. 

«Зимний путь» получил также приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, что опять-таки вполне логично: среди журналистов это был самый обсуждаемый фильм фестиваля.

Символично, что «Зимний путь», как и «Деливеранс», снял режиссер-дебютант. Хотя, в отличие от Сергея Кузнецова, Сергей Тарамаев — не новое имя для киноиндустрии. Он известен как актер («Достоевский», «Обитаемый остров», «Марш Турецкого»), а «Зимний путь» стал первой его пробой пера и в прямом, и в переносном смысле — сценарий Тарамаев тоже написал сам.